Планировка как в Эмиратах – квадраты с площадями. В одном доме сушился ковёр – метров 20*10. Вот тут в долглй дороге по пустыне я и придумал «Советы начинающему моторайдеру». 1. Как выбрать маршрут? Надо найти товарища, который всё придумал и сказать –«я с тобой». 2. Как выбрать мотоцикл? Спорашиваешь товарища, какой у него и покупаешь такой же, что-бы был полный комплект запчастей. 3. Как готовить мотоцикл? Загнать на сервис. Поменять всё возможное и главное – НЕ МЕШАЙТЕ ТЕХНИКЕ РАБОТАТЬ. 4 Экипировка? Мы с Константином оказались на полярных взглядах на эту проблему. Он ехал в черепашке, наколенниках, перчатках и иногда в ботах. Я в х/б футболке с рукавами, х/б штанах и кроссовках. Про шлем Нолан 102 только хорошие отзывы и на жаре и на холоде. Но это конечно только моё мнение.
9 июня. До Триполи осталось 470 км. Не доезжая 100 км до столици – один из памятников Юнеско –Магнус Лепна. Глобальные развалины на уровне Эфеса. Город. Ходи где хочешь, лазь где хочешь, бери, что хочешь. Сейчас туда можно попасть на автобусе из Туниса. Въхали в Триполи, как будто там родились. Прямо по 8 полосной набережной доехали до Зелёной площади, где нас ждал Наджи. Он работает офицером по связям в представительстве Татнефти. Они купили права на поиск и разработку нефти в Сахаре. Поселились в самом центре, купили на рынке местные балахоны, поговорили с 2 компаниями украинских врачей, по 5 лет, работающих в Ливии. Поели в турецком ресторане. Глобализация – даже там нет чая, а только пепси. Всех присаживают на гамбургеры и хот доги. На набережной около старого города – суперсовременная гостиница и посольство США.

10 июня. До Тунисской границы 175 км. Проезжаем их утром. Сдаём номера, проходим Ливийцев, въезжаем в Тунис. Очередь из машин в 6 рядов и длинной несколько сот метров. Всё вежливо Тунисский пограничник говорит, что есть небольшая проблема и через 2 -3 часа нас пропустят. Через 5 часов объявляют, что мы должны возвращаться в Ливию и там делать тунисскую визу. Вот это номер. Страна, где русским туристам бесплатно на границе ставят визу, нас не пускает. Правда пустили нас в Тунис в кафе. Приехал полицейский босс, но узнав, что нашу сопроводительную грамоту по факсу отправили куда положено и оттуда пришёл отрицательный ответ – сказал, что ничем нам помочь не может. Мы возвращаемся в Ливию. Опять консультации с боссами на всех уровнях. Пишут по-арабски закорючку, что мы вроде и не выезжали. Потом всё упирается в номера. Чтобы въехать в Ливию – нам нужны номера. Нам предлагают их купить уже по новой, но уже по 125$. Все полученные за сданные номера и оставшиеся ливийские динары мы удачно обменяли у менял по грабительскому курсу с потерей 25% на тунисские фунты. И теперь нам опять нужны ливийские динары. Через час обсуждений, заверившись одобрением очередного таможенного босса нам находят на полу в куче бумаг, выброшенные наши листочки и по 78$ возвращают нам старые номера. Ура. После 12 часов на границе мы опять в Ливии. Нас все уже здесь знают и приветствуют и мы ездим под все запрещающие знаки и по встречке. Ночуем в приграничной гостинице и утром прём в Триполи.
11 июня. Очередные 175 км. Заправляемся по 3 рубля, так как вчера забыли это сделать. Находим тунисское посольство. Константин предлагает оставить мотоциклы на стоянке и перемещаться на такси. Я категорически против. Исполнилась моя мечта – перемещаться в разных городах и странах на своём мотоцикле. В посольстве требуют письмо от русского консула. С помощью бесплатного таксиста нахожу квартал домов с русским флагом. Как потом оказалось, открыла мне жена нашего посла. Сильно она удивилась, нашла по телефону консула, вызвала его на работу и нарисовала мне план, как за 15 мин доехать до консульства. По плану я звоню в жёлтый дом, требую русского консула, но толстая негритянка говорит, что это частная фирма. Консульство нашлось через 5 кварталов. Ещё через 20 мин появился консул и, огромное спасибо Олегу Олеговичу, он оперативно сделал нам все бумаги, по ходу наорав по телефону на работников тунисского посольства и позвонив тунисскому послу. И хотя тунисцы работали только до 2 часов, а мы приехали без 5 минут 2, к 3 часам нам сделали визы. Пришлось ещё поездить по городу и поискать обменник, но даже там, узнав откуда мы и куда – бесплатно впихнули сока. Ещё раз 175 км и мы по тротуарам в объезд очереди въезжаем на Ливийскую границу. Костя проскочил будки с таможенниками и заехал в таможенный склад. Пара таможенников, офигев от неслыханной наглости, понеслись за ним. Быстро сдали номера, штампы на въезд у нас уже были, все были знакомы и мы даже смогли обменять динары на евро в банке. Это редкая вещь у них. Поверьте. Въехали в Тунис. Вдоль дороги на протяжении 100 км вдоль дорог стоят канистры с бензином и люди выскакивают на дорогу с пачками денег – обмен. Это приграничная торговля. В Тунисе бензин дороже раз в 10. В Ливии перед нами заправлялся 40 летний форд, в бак которого влезло 105 литров. Проехали прграничный город Меденин, объехали курортный Габес и заночевали в Гафсе. Тунис выделяется из всех. Белые французские домики. Алкогольное пиво в ресторане. Недорогая, чистая гостиница со стоянкой, вкусная еда. Появились кактусы. Народ на телегах и на осликах что-то перевозят. Машин мало. Эх поездить бы там подольше. Там ведь и наши где-то должны быть. Но мы едем через Фериану на погранпереход Боу Шебка. Алжиром нас пугали все ливийцы и из русского посольства. Проехав всего по Тунису 450 км мы подъехали к границе. Тунисцев прошли легко. На алжирской стороне всё вежливо. Говорят или по-французски, или по-арабски. Мотоциклы оставили у вывески «приветствуем в Алжире» и сказали, что нужно ждать гида. Списываемся с Джамалем и он даёт телефон русско-говорящего Малая, который едет к нам. Мы ждали его 6 часов. Эта граница вообще дикая. За час там проходит 2 пешехода и пол машины. Нас провели на Алжирскую территорию в кафе, привели меняльщика денег, рассказали, что за 2 года ни один мотоцикл здесь не проезжал.

Алжир похож на Россию. Те же облака, те же птицы поют, те же сосны с шишками, те же люди. С Маулаем созвонились, потом обмениваемся смсками. Пограничник получает 200 рублей в день. Несколько раз напоил нас чаем в кафе уже в Алжире. Купил телефонную карту, что бы звонить нашему гиду. Денег не берёт. Вообще в Алжире никто не брал и не просил денег. После приезда Маулая документы оформили за полчаса. Стемнело. Очередной закат мы встречаем на границе, правда в этот вечер на фоне бело – зелёного флага с красным полумесяцем и звездой. Начальник полиции на границе – солидный дядька в спортивном костюме, говорит, что вызвал полицейское сопровождение до Тебессы. Ещё через час нас приглашают на ужин в зал для делегаций. Потом говорят, что сопровождения не будет и нас выпустить не могут – типа приграничная территория, контрабандисты, неспокойно. Мы ложимся спать на спальниках в зале для делегаций, завешанных алжирскими флагами. Их было так много, что утром мы пару позаимствовали. До дома доехала только половина флага, за 9000 км. - пообтрепался. Вечером развлекли офицеров границы фото с поездки.
13 июня. Утром въехали в Алжир. Первые впечатления – дороги как везде – неплохие. Лежачие полицейские – пожёстче и побольше. За 50 км – 4 поста милиции. Раз проверяют документы у Макса. Похоже про нас наслышаны. Погранзона. Заехали в Тибессу. На каждом перекрёстке по 6 – 8 полицейских в голубой форме. Есть женщины – полицейские. Один пост остановил нас и проверил все документы, включая русские права и паспорт. Потом услышал, что русские, заулыбался, получил в подарок наклейку с маршрутом. В центре города огромные, не сильно разрушенные римские развалины. По дороге попался отель, окружённый забором с колючей проволокой. Едем через Константин в курортное местечко на берегу Беджайя. Бензин стоит 21 динар 90 и 22 – 95. Это 7 рублей за литр. Солярка около 4. Средняя зарплата - 200 евро в месяц. В столице как всегда – пожирнее. 3 комнатная квартира – 25000$, в столице – тысячи долларов за квадрат. Новая Дэу – 10000$. Посты через каждые 30 – 50 км. Проверяют документы каждые 100 – 150 км. Не напряжно, но надоедает. Похоже одним без гида ехать будет проблематично. Ещё удивительно – думал, что все встреченные нами люди – товарищи Макса. Со всеми, включая полицейских, здоровается за руку и очень по-прятельски беседует. В Сетифе спрашиваем, где банк – мужик здоровается, садится в авто, провожает до банка, прощается – не верится, что они впервые видятся. Все на дороге нам радуются, машут, моргают, что бы мы выключили свет. Н а подъезде к Беджайе тоннель 6 км с несколькими прогалинами под перевалом. Говорят, что самый большой в Африке. На выезде на эстакаде очередной пост. Стоят по 2 мотоцикла Бмв, бронетранспортёр или пара новых Патрулей. Останавливают, проверяют документы, просят сесть в авто и доехать 400 метров до начальства. Константин беседует про оружие и военных с полицаями, я гуляю по окрестностям. Через 20 минут – едьте дальше. Достаёт. Через 20 минут – опять на 10 минут обсуждение по рации. Потом говорят ехать в управу – отмечаться. Темно. Догоняет минивэн Пежо С8, обменивается взмахом с Максом и возглавляет нашу колонну. Говорят, что ехать минут 15. Ночь. Серпантин. Лес. Горы. Прохладно. Едем на большой скорости около часа. В общем мысли про террористов проскальзывали в мозгу, тем более местные в курсе, что мы задекларировали 10000$ на границе. Приезжаем в заброшенный отель на вершине горы. Паркуемся. Бежим в соседний ресторан, пока не закрылся. Дают по огромному куску мяса. Ура. Оказывается, есть алжирское пиво. Бутылка 0.24 литра – около 2 евро. Пиво нескольких сортов, есть во всех дорогих гостиницах. Зачастую пьют не только иностранцы, но и арабы, но их быстро срубает. Весь вечер Константин обсуждает с Джамалем дальнейший маршрут.
14 июня. Утром завтрак на балконе с офигительным видом и мы едем по серпантину в столицу Алжир. По пути блок посты полиции. Причём на всех постах огневые точки разнесены в обе стороны на 100 метров и в них всегда стоят автоматчики. Раз с горы на дорогу спускались около 20 вооружённых людей в камуфляже. Но всё не напряжно, а как в театре или кино. Сразу едем в посольство Мали. Они требуют бумагу из русского посольства. Мы откладываем всё это на четверг и едем с местными байкерами в биллиард. Селят нас в 4 звёздочный отель на берегу моря. Вечером я иду в ресторан и отпиваюсь пивом за всю Ливию. Местные, увидев мотоцикл и, узнав откуда я, угощают парой пива. Утром в русское посольство. Там не очень вежливо просят убрать мото от дверей через громкоговоритель, но бумажку дают. Едем опять в малийское посольство. Там уже все посетители - чёрные. Очередь. Алжирцы в доме напротив расспрашивают нас. Потом приносят поднос с кофе и круассанами. Потом накрывают нам ланч в саду с мясом, супом, фруктами и соком. Причём сами с нами не садятся. С 5 раза мы соглашаемся. И тут нас вызывают к послу. Он говорит, что 3 недели назад начался военный конфликт на границе Алжира и Мали. Он не может нам дать визу, но мы можем ехать на Нигер. Правда Нигер и Мали тоже конфликтуют и оттуда придётся ехать на Буркина Фасо, и потом Мали и Сенегал. Вот такие грустные новости. Причём завтра пятница – выходной.

Причём завтра пятница – выходной и получить визы не получится. Под вечер мы взбунтовались против дорогой гостиницы и нам предложили пожить у одного парня из ассоциации авто-мото спорта. Огромный 3 или 4 этажный дом, в котором только детей больше 10. Нас поселили в гостином зале квадратов на 80 со старинной мебелью и лепниной с национальными орнаментами. Днём там тусуется вся семья, а ночью мы спим на поставленных вдоль стены диванах.
15 июня. Джума. Выходной. Съездили на экскурсию по городу. В центре города памятник, построенный в честь освобождения от 130 летней колонизации Францией. Борьба с французами шла с 1956 по 62 год. Правда местные говорят, что с вертолёта монумент похож на шестиконечную звезду. Автомашины в Алжире имеют 10 значные номера, состоящие из 3 групп. Последние 2 цифры – город приписки. Перед ними 3 – это - первая цифра - вид авто 1 – 4 дверка, 3 – грузовичок, и т. д . Две других – год выпуска авто. Я встречал и 56 и даже более ранние. Бывает вместо трёх цифр – две – 00 – это значит, что машина этого года выпуска. И последняя группа из 5 цифр – это номер ввезённой машины этой модели. Мне показалось, что больше всего Тойота Лэнд Круизер – десятки тысяч. Информативно. Очень интересные сладости – стоят 6 – 10 рублей и очень вкусные со свежими фруктами. Съездили на мотокросс, где нам предлагали прокатиться, но мы отказались. Костя подарил свои часы парню, бабка которого русская и он упал, не доехав до финиша. Интересна архитектура. Всего несколько домов, где есть лифты, то есть вы можете жить на 9 или даже 12 этаже в доме без лифта. В выходные прошёл финал между двумя алжирскими командами. После этого тысячи авто выехали на улицы. Такого я не видел нигде. Все махали флагами, пели песни, сигналили, сидели в багажниках, на крышах, на дверях. Празднование продолжалось и в 3 часа ночи. В центре вооружённая полиция, но драк не видно. На второй день празднование продолжалось, но уже не с таким размахом. Вообще сильно тормозим. От безделья подтянули тросики сцепления, смазали цепи, короче, убиваем время. Быстрее бы в Сахару.
17 июня. Постоянно обсуждаем маршрут. Местный мотоклуб пытается нас перехватить и предлагает малый круг проезда по краю Сахары, утверждая, что больше 1200 км за 5 дней мы не осилим. Приходит мысль, что если ехать в Сахару, то лучше это делать в Ливии. Отличные дороги, никакого сопровождения, никто не тормозит. К 4 часам дня мы отвязались от местного мотоклуба (кстати у них свой Паджеро, который не первый раз выступает в Дакаре) и выдвинулись на юг. Ура! Выехали из Алжира на Джельфу. Дорога шла вдоль горной реки, извиваясь и постоянно ныряя в туннели. У каждого туннеля вооружённые люди. Говорят, что здесь основной трафик наркотиков, контрабандных сигарет и прочей криминальщины. По другому берегу ущелья, так же через туннели, идёт заброшенная французская железная дорога. Пару раз останавливает полиция, но Джамаль, который едет впереди на новом минивэне С8, быстро разводит ситуацию. Въезжаем в пустыню. Она то песчаная, то каменистая, то из высохшей глины. В Алжире есть целая программа по борьбе с распространением Сахары на север. Они засаживают целые поля ёлками и другими деревьями. Останавливаемся на перекус. Дикий ветер. Заброшенная железная дорога большими кусками висит просто в воздухе. На въезде в Наили нас ждёт машина с друзьями Джамаля. Мы едем через город, и на каком-то перекрёстке нас тормозят полицейские. Мы останавливаемся и ждём. Ни одного общего языка для общения у нас нет. Тут из авто выскакивает товарищ Джамаля с рацией в руке, что-то кричит и нас тут же с испугом в глазах отпускают. Оказалось, что это начальник полиции всего этого района. Нас селят в самую дорогую гостинице города, похожую на крепость среди песков. Отель пустой – не сезон. Во дворе сделаны бедуинские шатры, на стенах копии петроглифов – наскальных рисунков первых людей на планете.
18 июня. Вчера прошли 308 км. Утром мы придумываем повод уговорить Джамаля ехать не по малому кругу через Эль Байяд, Эль Сефру на Тлимсен и Оран, а по большому на Гардайю, Эль Голея, Тимимун, Бени Аббес, Бешар, Сайду, Оран. К нашему восторгу Джамаль сам предлагает ехать в объезд. Это 2500 км. Пока асфальт хороший. Ветер дует постоянно. Песчаная метель. Жара. Я нашёл способ борьбы с жарой. Везде на остановках есть вода. Бесплатная тёплая течёт из крана на улице. Ею поливают пальмы, охлаждают радиаторы, набирают в баки. В кафе стоят ящики-холодильники с краном, где та же вода для питья. Можно купить по 10 руб бутилированную воду. Я обливался из шланга. И от ветра и тем более на ходу становится даже прохладно и это при +52 Цельсия в тени. Вначале я скромно сбрызгивал х/б кофту с рукавами и х/б штаны, а потом стал обливаться очень обильно. Влаги хватает на 15 – 25 минут. Дольше всего сохнут кроссовки. Правда на третий день ноги так распарились, что сойдя с мотоцикла я шёл с трудом. К утру всё прошло, но потом я уже стал лить в кроссовки воду не так сильно. Особенно стегает песком от встречных грузовиков. Песок мелкий. Проехали Гардайю. Интересный город. Холм застроен пастельного цвета домами, окружёнными 8 заборами. Несколько мечетей, такого же желтоватого цвета. В городе старинная система ирригации. Колодцы и целые поля с пальмами, окружённые стенами из камня. В сезон дождей они заполняются водой. На дороге появляются перемёты из песка. Громадные холмы из сильно выветрившегося камня, самой разнообразной формы. Некоторые напоминают Неваду. к вечеру добрались до Эль Галеи. Поселились в Отель «Аль Бустан», тоже абсолютно пустой, с 2 облупившимися пустыми бассеёнами и огромной территорией. У входа стоят 2 сотых Лэнда, которые возят туристов в пустыню. Здесь на небольшой глубине подзамное море пресной воды. Весь Алжир пьёт воду Эль Галлея.
19 июня. Вчера прошли 580 км. На выезде из города видели столб дыма, к которому ехали пожарные. Здесь же самое большое в Сахаре солёное озеро. Все берега бело-серые и блестят на солнце. Направо свёрток на Тимамун. Прямо трасса номер 1 на загадочный и планируемый нами Таманрассет и границу с Нигером. Там же где-то есть тропа на Малийский погранпереход. Но мы уходим на запад. Асфальт по прежнему ровный и по нему можно легко ехать больше 130 км/час, но состоит он из гальки или рубленных камней, наклеенных каким то супер клеем на основу. Со стороны он смотрится как гравийка. Постоянно верблюды, и идущие вдоль дороги, и сдохшие и разложившиеся трупы. Фур стало поменьше. Заправки вообще исчезли. На пол дороге к Тимамуну – традиционное кафе с водой, едой и полицейским постом. Заправки нет. Местные бедуины научили заматывать меня белый головной платок. Показали баранов в загоне, на 2 метра занесённый песком. На 330 км я переключился на резерв. На 375 у Кости закончился бензин. Джамаль поехал до ближайшей заправки в Тимамун. Всего заправок не было 400 км, но мне хватило. Здесь же нас настиг дождь. В центре Сахары. Правда на меня упало около100 крупных капель. Тимамун – самый африканский город, из встреченных нами. На въезде плакат – до Бамако – 2685 км, До Ниамея – 2035. Город из красной глины, обнесённый забором. Огромные ворота в город. Куполообразные башни с отверстиями и торчащими палками. Вокруг города на несколько километров оазис с пальмами. Рядом большое озеро, но к нему и- за глиняных болот не подъехать. Вечером прокатились на пикапе по окресностям. Я ехал в кузове в Ливийском балахоне и пил алжирское пиво по 3.5 доллара за 240 гр. бутылку.
20 июня. Вчера прошли 370 км. Утром на выезде из города потеряли Джамаля. Написали ему смс и поехали сами. Через 100 с чем то км. – городок. Поперёк дороги стоит Нисан патруль и злые полицейские передёргивают карабины. Похоже Джамаль таким способом решил нас задержать и догнать. Мы оставили мотоциклы на посту и пошли в кафе в тень. Жара. В центре Сахары встретили озеро с чистой, пресной и не горячей водой. Вокруг не росло никаких растений. В воде плавали толи рыбки, толи головастики. Мы, не долго думая в одежде и кроссовках залезли в воду. Правда на дне слой глины оказался больше слоя воды. Сегодня 2 знаменательных события – мы пересекли Гринвичский меридиан и прошли 10000 км. от Москвы. Начались по утверждению Джамаля самые большие эрги (барханы) песка – до 680 метров высотой. Деревни на фоне куч песка. Нас покормили верблюжатиной в кафе и не стали брать с нас денег за еду. Проехали свёрток на Тиндуф. Отсюда до Западной Сахары 700 км. и там до Дакара меньше 1000. Ну почему они позакрывали все границы, хотя все дороги есть. Доехали до Бешара. Прошли за день 570 км.
21 июня. Всё Сахара заканчивается. Пошли горы. Проехали в нескольких километрах от границы с Марокко. Если бы попасть туда. Нам предложили, что через час контрабандой будем в Марокко, но предупредили, что сидеть там с Алжирскими визами придётся долго. В этот день я придумал, зачем я еду. Я еду, чтобы приветствовать людей и махать им. Здесь на взмах отвечают почти все. Особенно пастухи, колхозники в огородах, ремонтники дорог, молодые парни, люди на остановках. Украдкой машут даже девушки в паранжах. Переехали горы. Ветер с моря. После заката похолодало так, что пришлось одеть куртку. Въехали в Оран уже в 11 вечера. Прошли за день 753 км. Всего по Алжиру и Сахаре – 3700 км.
22 июня – 5 июля. Оран – красивый город. Из за французов на фото он похож на французскую Ривьеру. Здесь самые мало одетые женщины в Алжире. Сказывается близость Марокко и Европы. На холме в черте города статуя Девы Марии, старая испанская крепость и доты времён войны. В центре города – Оперный театр. Но нам пора домой. Самый дешёвый билет на паром стоил 440$, это при условии, что мотоциклы записали мопедами. Ночь на пароме и мы в испанском Аликанте. У нас заканчивалась Шенгенская виза и пришлось, попив 1 день у товарища, рвануть в сторону дома. Наши дороги с Константином разошлись. 2500 км по Испании, Франции и Германии я прошёл за 2 дня, въехав в Польшу в 10 вечера. Со своими друзьями-поляками съездил в Калининград на день города, потом Польша, Белорусь, и Москва. Всего было пройдено 16300 км. Поломок никаких. Над техникой я немного поиздевался и поменял масло и подтянул цепь только в Польше, после 14200 км пробега. До Дакара мы не добрались, но думаю, что по весне стартану через Европу, Марокко, Дакар по Западной Африке на ЮАР. Но это потом. Завтра уезжаю на 2 месяца вокруг Австралии, может быть на Харлеях.
Хочу поблагодарить Константина Ситникова (Каспера), который всё это придумал, подготовил и вытерпел меня в дороге, жену Светлану, которая ехала со мной до Каира, и , думаю, будет ездить со мной вечно, Лёху, который за 1 день подготовил мне мотоцикл, всех, кто помогал нам сделать визы, всех, кого мы встречали в дороге.


Познакомься с народом

Сайт управляется системой uCoz